Новости

18.06.2021
Продолжение следует или какая поддержка нужна МСП? (по следам выступлений на ПЭФ 2021)

Продолжение следует или какая поддержка нужна МСП? (по следам выступлений на ПЭФ 2021)

Пост-пандемийный ПЭФ 2021 ждали с большим нетерпением, и он себя оправдал. Было много интересных и значимых выступлений. Меня лично больше всего интересовал блок МСП. Наша компания является малым предприятием и ведет деятельность в России с 1993 года. В дополнение к этому, последние 8 лет я являюсь экспертом по развитию мер поддержки для производственных МСП в рамках программы Минэкономразвития России. Прослушав некоторые выступления, я решила поделиться своими впечатлениями.

Озадачило то, что была высказана критика сегодняшних мер поддержки МСП в форме какого-то противостояния бизнеса и государства. «Вы на нас плюете, а мы Вас ненавидим!» - такой эпатажный заголовок опубликовали популярные федеральные СМИ: finanz.ru, yandex.ru, tv.rain и многие другие, процитировав слова предпринимателя. Неужели все так плохо? Общественные организации и отраслевые союзы на протяжении многих лет добивались от государства диалога на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Могу, как действующий эксперт «Деловой России», сказать, что за последнее десятилетие государство однозначно развернулось в сторону бизнеса, и сегодня этот диалог имеет место быть. Полагаю, что целью все-таки является партнерство, а не конфронтация. Мы должны стремиться не противостоять друг другу, а, наоборот, совместно искать пути улучшения процессов, формируя конкретные продуманные предложения. Не портить друг другу репутацию, а заботится о ее укреплении, особенно, когда речь идет о репутации страны. Иначе, складывается впечатление, что бизнесу ничего не нужно, кроме «прибыльности и безопасности». Но разве у российских предпринимателей нет других ценностей? Таких, например, как: реализация идей и польза обществу, создание реальной добавочной стоимости в экономике и развитие технологий, формирование достойных условий труда для людей и взаимодействие с государством с целью улучшения жизни в нашей стране.

Конечно, меры государственной поддержки для бизнеса должны быть более тонко настроены. Думаю, все согласятся: то, что необходимо для развития кафе или салона красоты, будет сильно отличаться от того, что необходимо промышленному предприятию. Надо отдать должное тому, что в МЭР РФ внимательно относятся к мнению экспертов из бизнес-организаций. Например, в отдельный блок была выделена региональная производственно-инновационная инфраструктура поддержки. Однако, к ней пока слабо привязаны действующие программы поддержки других ведомств и министерств. Пару лет назад в Минэкономразвития России согласились с экспертами и пришли к пониманию того, что поддержка МСП должна быть комплексной, что именно такой подход является самым эффективным. В текущем 2021 году наконец-то закрепили это в 142 Приказе МЭР РФ от 26.03.2021. Несмотря на это, структурно и идеологически комплексная поддержка МСП пока не выстроена. Отсутствуют, опять же, логически и экономически продуманные KPI, чтобы отчитываться не количеством бумаг и короткими сроками освоения денег,  а реальными показателями роста выручки и капитализации предприятий.

Можно констатировать, что движение в правильном направлении идет, но хотелось бы его ускорить. А ускорить не получается, на мой взгляд, потому, что анализ поддержки МСП не выстроен. Остается целый ряд вопросов к целевым показателям эффективности. Для проверяющих организаций и институтов развития KPI требует иного подхода с точки зрения конечной цели, а именно: ускоренного развития малого и среднего бизнеса. Все говорят о том, что у нас в стране слабые текущие показатели вклада МСП в ВВП страны. Цель увеличения этих цифр к 2030 году, на мой взгляд, недостижима, если не изменить сегодняшний постулат освоения бюджетных денег по количеству поддержанных субъектов МСП. Подход «каждой сестре по серьге» в этом случае далеко не самый эффективный. Необходимо осваивать принцип перехода количества в качество. У нас достаточное количество субъектов МСП - по данным ФНС их почти 6 миллионов. Однако, пока нет стройной системы поддержки их перехода из микро в малый, и далее из малого в средний бизнес. Сегодня все уже сходятся во мнении,  что основным KPI должен стать именно рост МСП. Рост не только количественный, но, что более важно, качественный. На форуме было справедливо отмечено, что перехода из малого в средний бизнес в России не происходит. Следует озадачится вопросом: почему?

Про дешевые и длинные кредиты: «Лучше дайте деньгами», я говорить не буду. Этот запрос является универсальным, но, полагаю, многие со мной согласятся, что деньги не всегда стоят на первом месте для построения успешного бизнеса. Запрос на нефинансовые виды поддержки сильно отличается в зависимости от размера и возраста бизнеса. Например, микро и большинству малых предприятий необходима поддержка в постановке предприятия на современные рельсы управления, автоматизации (она же цифровизация), модернизации, установлении связей на внутреннем и внешних рынках и даже в элементарном создании сайтов и брендбуков. Тогда как у средних предприятий основной запрос – это поддержка НИОКРов, экспорта и возможности быстрых реинвестиций в свой бизнес.

При наличии ряда программ, к сожалению, до сих пор не сформирован единый пакет мер поддержки инновационных компаний. В большинстве случаев, это малые инжиниринговые компании, которые по сути своей являются коллективом изобретателей и научных деятелей. Это, как говорится, «штучный товар». В отличие от крупных предприятий, они просто не могут стоять на одной и той же технологии или продукте десятилетиями. Такими людьми и компаниями нужно дорожить. Им, конечно же, требуются дополнительные точечные меры поддержки.

По ходу размышлений появилась идея структурировать то, что уже имеется и, что еще необходимо именно для ускоренного развития МСП, его перехода из количества в качество. Сделать это можно в виде матрицы всех мер поддержки, в привязке к виду, размеру и другой специфике бизнеса. Важно, чтобы предприниматель «не мудрствуя лукаво» мог сам разобраться, на что он может рассчитывать, и какая поддержка ему больше подходит.

Конечно, звучало много конструктивной критики, но после некоторых высказываний мне стало даже немного обидно за российских чиновников, которым сказали, что они там «наверху! жизни не знают и вообще ничего не понимают. Я лично общаюсь с министерствами и институтами развития на федеральном и региональном уровнях. Могу вас заверить, что большинство из них работают с полной самоотдачей и имеют довольно хорошее и реалистичное представление о том, что сейчас происходит в секторе МСП. Другой вопрос, что не хватает слаженности и синергии в действиях различных ведомств, министерств и институтов развития. Полагаю, что в формировании и настройке мер поддержки МСП можно и нужно использовать отраслевой подход, который прекрасно развит в Минпромторге России. Также отсутствует глубокий анализ лучших зарубежных, федеральных и региональных практик, которые можно и нужно объединить в систему эффективной поддержки. Несколько лет назад, например, во время посещения Японии вместе с делегацией МЭР РФ в 2015 году у нас состоялся обмен опытом с Корпорацией развития МСП Японии, которой уже на тот момент было более 70 лет. Доля МСП в ВВП Японии составляет около 55%, а в общей численности занятых 78%. Число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Я была приятно удивлена, насколько открыто японские чиновники делились своим опытом с нами. Ведь считается, что японцы – довольно закрытая в общении нация. Мы получили массу полезной информации о системе их поддержки. Некоторые подходы мне лично, как эксперту федерального уровня, удалось внедрить в региональных центрах инжиниринга. Мы смогли добиться неплохих результатов в плане отзывов производственных МСП по оказываемым в центрах инжиниринга видам нефинансовой поддержки.  Интересно, было ли что-то еще из увиденного и услышанного в Японии приземлено на российскую землю?

На основе своего 27-ми летнего опыта могу сказать, что несмотря ни на что из года в год происходят эволюционные изменения в базовых принципах ведения бизнеса в России. Поднятие России в рейтинге Doing Business c 120 места в 2012 году на 28 место в 2020-м  все-таки о чем-то и говорит. И хотя многие эксперты продолжают разносить «в пух и прах» критерии, за счет которых это удалось сделать, никто не может отрицать, что произошел подъем, а не падение.

Я заметила, что в моем круге предпринимателей есть чувство благодарности государству, и для меня лично важно было сказать спасибо за:

1)      Снижение ЕСН для МСП с 30% до 15% (с ФОТ – МРОТ). На своем примере уверена, что для многих компаний, которые выплачивают официальные зарплаты специалистам высокого уровня, это очень значимая поддержка со стороны государства.

2)      Программу льготного кредитования МСП по линии Минэкономразвития России. Моя компания пользуется данной поддержкой с 2019 года.

3)      Программу льготного кредитования инвестиционных проектов ФРП по линии Минпромторга России. Есть планы в ближайшем будущем использовать данную возможность.

4)      Поддержку льготными кредитами пострадавших отраслей. Моя компания, например, получила 2,5 млн руб., и нам даже не пришлось их возвращать.

5)      Поддержку в виде грантов на проведение НИОКРов и развитие инновационной деятельности. Мы дважды получили поддержку от Фонда содействия инновациям и 2 раза от Правительства Москвы по программе поддержки отечественного инжиниринга. Есть пожелание усилить и расширить виды поддержки для инновационных компаний, которые показывают хорошие экономические показатели роста и имеют возможность эффективно и ускоренно проводить НИОКРы. У таких компаний единственный шанс выживания – бежать хотя бы немного впереди других.

6)      Введение обязательной квоты закупок госкомпаний у субъектов МСП в размере 20%. Огромная  просьба к государству предоставить дополнительные преференции именно отечественным производственным МСП, а не торговым компаниям, которые занимаются поставками импортных товаров. Соответствующее предложение было официально передано в конце мая текущего года в Корпорацию развития МСП от имени «Деловой России».

7)      Улучшение оперативности, четкости и общего качества обслуживания бизнеса, внедрения цифровизации в ИФНС и других структурах.

Думаю, что-то мной было упущено, где стоило также выразить слова благодарности. Ведь о плохом помнят долго, а о хорошем быстро забывают. Остается надеяться, что позитива с каждым днем у нас будет все больше, а слова благодарности со стороны предпринимателей будут звучать все чаще и все громче. Это обязательно произойдет, если государство будет проявлять еще больше заинтересованности в диалоге с бизнесом и постоянном улучшении программ поддержки.

И в заключении хотелось бы дать небольшой, но важный, на мой взгляд, комментарий, касательно темы про имидж предпринимателя. По моему мнению, профессия предпринимателя в России станет уважаемой, когда произойдет эволюционный переход в сознании как  большинства самих предпринимателей, так и, конечно же, населения в целом. Мне не хватает в нашей стране сегодня слова ответственность. Ответственность предпринимателей, ответственность работников, ответственность чиновников, ответственность политических и общественных деятелей и, в конечном счете, «ответственность государства и граждан друг перед другом».  Когда эта связь заработает, тогда и наступит светлое и счастливое настоящее, а не будущее.